По волнам вашей памяти | Средняя школа №26 г.Бреста

По волнам вашей памяти

Головной мозг можно тренировать почти так же, как и обычные мышцы.
Почему мы помним всякую ерунду и забываем что-то очень важное? Как мы ухитряемся не задумываясь перечислять всех своих товарищей по детскому саду и в то же время не можем вспомнить имя вчерашнего знакомого? Откуда вдруг в самый неподходящий момент в голове всплывают давным-давно забытые события? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо для начала разобраться в самом главном: в том, что такое память и как она устроена.
Начало начал
Механизмы памяти довольно просты. Мозг состоит из нейронов - их в мозге миллиарды. Каждый из них связан с другими еще как минимум десятью тысячами связей. И вот эти связи, которые всю жизнь образуются и исчезают, и являются основой памяти.
К сожалению, память очень капризна и связи между нейронами имеют свойство исчезать надолго, а иногда даже навсегда. Мозг не хочет и не может позволить себе хранить очень большой объем невостребованной информации. Он ее регулярно заменяет более насущной и более актуальной.
Совсем другое дело - выпадение некоторых фрагментов памяти в результате инсульта или травмы. Нейроны начинают постепенно умирать, потому что к ним перестает доходить кровь, несущая кислород и питательные вещества. И никаким чудом записанную на них информацию восстановить нельзя, ведь ее физический носитель исчезнет.
С возрастом проблема ослабления памяти становится все более актуальной. У совсем молодых людей нейронные связи образуются очень быстро. Все нейроны имеются у ребенка уже к моменту его рождения, и весь дальнейший рост мозга до взрослых размеров - это постоянное образование связей на протяжении почти 20 лет. Поэтому в детстве так легко учиться - новые связи образуются почти непрерывно и вся информация, которую ребенок так легко запоминает, сразу уходит в долговременную память.
Но чем дальше, тем больше замедляются эти процессы. К 25-30 годам скорость образования и разрушения связей становится примерно одинаковой - и мы начинаем запоминать столько же, сколько и забываем. После 50 лет начинается дегенерация нейронов, они постепенно погибают. Каждые 10 лет пожилой человек теряет около 30 граммов серого вещества, к 80 годам мозг становится легче примерно на 100 граммов , а это - миллиарды нейронов и триллионы связей. И вся память, которая была в них записана, погибает вместе с ними навсегда.
Заряди мозги
На работу мозга ощутимо влияет правильное питание. Тем, кто испытывает проблемы с памятью или же просто хочет ее улучшить, стоит придерживаться специальной диеты. Это вовсе не значит, что всегда следует отдавать предпочтение нужному, а не вкусному. Просто употребляйте побольше полезных продуктов и поменьше вредных.
ПОДГОТОВКА
  • Перед тем, как приступить к активной мозговой деятельности постарайтесь отключиться от повседневной суеты и полностью сконцентрироваться на предстоящей работе
  • Включите любимую музыку или выполните упражнение на расслабление.
  • Никогда не занимайтесь сразу после еды: обычно в это время активность мозга значительно снижается.
  • Занимайтесь по возможности в одно и то же время, перед каждым очередным мозговым штурмом делайте несколько глубоких вдохов и выдохов, мысленно улыбаясь самой себе, - этот прием творит чудеса перед экзаменами или публичными выступлениями.
Зеваем
  • Несколько раз нарочно глубоко зевните.
  • Во время зевания мягко массируйте челюстной сустав.
Как это действует: при зевании мозг усиленно снабжается кислородом, который в свою очередь повышает способность концентрировать внимание. Зевание в сочетании с массажем стимулирует работу многочисленных нервов, которые ведут от челюстного сустава к головному мозгу.
Выполняйте 1-2 раза в неделю.
Танцуем
  • Танцы - один из самых эффективных видов упражнений для мозга. Они доставляют удовольствие, позволяют быть среди людей. Поскольку в танце необходимо внимательно следить за ситуацией, от мозга требуются быстрая реакция и сосредоточенность. Вращения стимулируют через внутреннее ухо вестибулярный аппарат, то есть развивают чувство равновесия и координации.
Чувствуем
  • Берите руками разные предметы. Определите на ощупь их форму, почувствуйте материал, из которого они сделаны, понюхайте их.
  • Найдите на ощупь ключ от автомобиля на общей связке.
  • Управляйте пультом телевизора, не глядя на кнопки.
Выполнять ежедневно.
Машем
  • Под музыку сделайте несколько энергичных махов левой рукой вперед-назад. Затем выполните несколько махов левой ногой. Повторить 10 раз.
  • Одновременно раскачивайте левую руку и левую ногу вперед-назад. Повторите упражнение для правой руки и правой ноги. Повторить 10 раз.
Как это действует: движения левой стороны тела активизируют творческую деятельность и воображение, а движения правой стороны - логическое и аналитическое мышление. Выполнять ежедневно.
Играем
  • Попробуйте почистить зубы и причесаться непривычным образом - левой рукой (левшам, соответственно, правой).Так вы задействуете полушарие, которое обычно загружено меньше. Движения, выполняемые правой стороной тела, нагружают левое полушарие, и наоборот. После этого необычного утреннего туалета выпейте чашечку кофе, держа ее "другой" рукой.
  • Попробуйте писать левой рукой, открывать дверь или брать телефонную трубку, завязать шнурки или застегнуть пуговицы на блузке.
В чем нуждается наш мозг:
Аминокислоты - повышают работоспособность -молочные продукты, орехи, бобовые
Сложные углеводы -  дают энергию - цельнозерновой хлеб, макароны, картофель
Витамины (особенно А, С, группы В, Е) - действуют как антиоксиданты, укрепляют нервы, улучшают кровообращение -фрукты и овощи, дрожжи, растительные масла
Минеральные вещества, микроэлементы (кальций, магний, калий, железо, бор) - управляют обменными процессами, участвуют в кроветворении овощи, фрукты, молочные продукты, орехи, семена.